Размышления о тренингах и тренерах...

Когда я слышу о каком-либо тренинге (мастер-классе, курсе и т.д.), у меня возникают вопросы.

1. Компетентен ли ведущий тренинга его проводить?

На какое образование и на какой практический опыт опирается человек, взявшись учить других? Если он заявляет себя как бизнес-тренер — то каковы его собственные достижения в бизнесе? Если это обучение чему-то, связанному с творчеством, с искусством, — то что обучающий создал?

Здесь надо учитывать ещё такой нюанс, что если человек умеет что-то делать — это ещё не значит, что он может этому научить. Поэтому главный критерий компетентности тренера — наличие учеников, достигших результатов благодаря обучению.

Но и это ещё не всё. Надо знать статистику побед и неудач тренера. Если из десяти человек он смог чему-то научить лишь одного, пятеро не научились ни чему, а четверым обучение пошло даже во вред — то это повод усомниться в добросовестности данного тренера.

И нельзя верить словам. Потому что врут, нагло врут — о своих регалиях, заслугах, эпизодах биографии, обо всём. Причём убедительно врут — подкрепляют свои слова дипломами, сертификатами, фотографиями с известными личностями… Чтобы не попасться на это, надо всё самостоятельно проверять, перепроверять и ещё раз перепроверять. И спрашивать, спрашивать, спрашивать.

Если нет стопроцентных, железобетонных доказательств компетентности тренера, если он уходит от ответов на неудобные вопросы — то, возможно, это просто очередной Остап Бендер, решивший нажиться на своих хитроловкости, харизме и подвешенном языке.

2. Берёт ли ведущий деньги за свой тренинг?

Если не берёт, то с него и спрос меньше. Проведение бесплатных тренингов я считаю адекватным и наиболее честным для начинающих тренеров, которые должны наработать себе репутацию, да и тренерский опыт, прежде чем репутация и опыт начнут работать на них.

Проводить тренинг бесплатно я считаю правильным и в том случае, если компетенция тренера не имеет твёрдых подтверждений — если его достижения ещё не признаны. Тогда можно говорить о том, что предлагаемая тренером информация — это всего лишь его личный опыт, пока ни на что не претендующий.

Если же ведущий назначает плату за тренинг, он автоматически берёт на себя обязательства. Причём обязательства эти должны уже не на словах оговариваться, а быть чётко прописаны в договоре об оказании услуг, с подписью и печатью — всё остальное эфемерно и ненадёжно.

3. Для кого предназначен тренинг и какая от него будет польза?

Мне доводилось видеть тренинги ради тренингов, когда людям “впаривали” то, что не несло им практической пользы. Причём люди могли оставаться довольны — говорили: “Да, нам понравилось! Было очень интересно!” Так, например, в некий “Клуб миллионеров” охотно принимали всех подряд. И те, кто бизнесом никогда не занимались и имели о нём смутные представления, с удовольствием слушали рассуждения о психологии богатства и философии успеха.

Я бы не высказал претензий, если бы это называлось не тренингом, а, скажем, моноспектаклем. Да, людям нравится слушать переживания Евгения Гришковца, шутки Михаила Жванецкого и Михаила Задорнова — люди даже готовы платить за это деньги. Но это не называется ни тренингами, ни мастер-классами, ни учебными курсами. И не претендует на полезность. Польза здесь — только в полученных человеком приятных эмоциях. 

Поэтому если ты предлагаешь людям какое-либо совместное времяпровождение, подумай десять раз, правомерно ли называть это тренингом. Даже если ты утверждаешь, что даёшь возможность что-то попробовать на практике. Если ты предоставляешь спортивную площадку и мяч, это ещё не делает тебя тренером. Ты можешь назваться ведущим мероприятия или организатором, ты можешь назвать само мероприятие игрой, беседой, встречей — так будет честнее.

4. Если заявитель тренинга берёт за него деньги, то является ли это основным или даже единственным источником его доходов?

Есть злая правда в поговорке: “Кто может — делает, кто не может — учит”.

Конечно, не всё так однозначно — спортивный тренер не обязан быть действующим спортсменом. Но, в то же время, как тут не вспомнить толпы инфобизнесменов, учащих тому, как заработать на инфобизнесе.

Когда человек занят любимым делом и стремится передать свои знания и опыт другим, его мотивация понятна — он хочет вырастить единомышленников, последователей. И такой человек, кстати, вряд ли будет брать за это плату — он не жадный и не бедный, он щедр и отзывчив.

Но если им движет только финансовая заинтересованность — то велика опасность, что он рано или поздно превратит своё учительство в самоцель и породит тренинг ради тренинга.

...сейчас предлагается множество тренингов и мастер-классов от различных тренеров и "потомственных гуру", а вы задавались вопросом чему и у кого вы учитесь и главное ЗАЧЕМ...

Иван